Фонд Инна

Уникальная операция

271

В Астане проведена уникальная операция по пересадке тканей костного мозга, в успех которой мало кто верил.Все истории болезни заканчиваются либо выздоровлением, либо, увы…
Если наша жизнь идет по первому сценарию, то мы стараемся скорее забыть про неприятности. Если по второму, то отчаянно ругаем нашу медицину. А если врачи совершили невозможное: провели уникальную операцию, и человек остался жив, хотя шансов выжить у него было немного?Тогда это достойно всеобщего внимания. Таких врачей следует знать поименно: Ирина Пивоварова – главный гематолог МЗ РК, заместитель председателя АО «РНЦНМП», к.м.н.; Вадим Кемайкин – руководитель отдела гемодиализа, к.м.н.; Антон Клодзинский – зав. отделением гематологии, лечащий врач.А теперь к истории вопроса.
Из письма Марины Чейшвили«Здравствуйте! Меня зовут Марина Чейшвили. Я хочу рассказать об уникальной операции, которую провели врачи Республиканского научного центра неотложной медицинской помощи (РНЦНМП) города Астаны. Сразу скажу, мне очень жаль, что эта уникальная операция прошла незаметно для Казахстана и о ней так мало сообщений. Врачи многих зарубежных клиник восхищены тем, как ее провели и какие результаты она дала. И так как я являюсь непосредственным ее участником, я хотела бы, чтобы о ней узнали казахстанцы.Вкратце: моему 19-летнему сыну, Амираму Чейшвили, в сентябре 2012 года поставили диагноз – «острый лимфобластный лейкоз». Диагноз страшный, продолжительное лечение не дало результатов. Ситуация обострялась все больше и больше. Ему была необходима трансплантация костного мозга (ТКМ). Доноры были найдены в Германии, ведущие клиники мира готовы были его принять, несмотря на неутешительные прогнозы. Но из-за ухудшения состояния мы не могли выехать за рубеж. Тем более что у сына не было ремиссии и химиотерапия не помогала».
Из записей лечащего врача Антона Клодзинского в социальных сетях«При отсутствии ремиссии любая трансплантация костного мозга имеет ограниченную результативность, а при неполной совместимости ситуация еще более сложная. В нашем отделении уже проводилась гаплоидентичная трансплантация в схожей ситуации, и мотивы, почему мы решились на этот шаг, были похожи. Мы помним пациента, его маму, его жену. Мы помним, что костный мозг не прижился, и помним, как было тяжело родственникам, когда он уходил. И всем было горько и обидно, и этого нельзя было скрыть даже под маской обычного цинизма, которую регулярно пытаются носить врачи».Из истории болезни Амирама Чейшвили, рассказанной нам сотрудниками отделения гемобластозов, депрессий кроветворения и трансплантации костного мозга отдела гематологии и трансфузиологии АО «Республиканский научный центр неотложной медицинской помощи»«Амираму провели пять курсов химиотерапии, три из них были высокодозными. Но даже после пятого курса, который был проведен в марте 2013 года, не удалось достигнуть ремиссии (исчезновения признаков острого лейкоза) заболевания. Напротив, болезнь быстро прогрессировала, ухудшалось общее состояние Амирама. Стало очевидным, что спасти мальчика сможет только срочная трансплантация костного мозга. Родные братья и сестры не подошли в качестве доноров для Амирама. Но было найдено достаточное количество неродственных доноров (38 человек), в основном в Германии. По финансовым и организационным причинам провести трансплантацию костного мозга за рубежом оказалось невозможным. Основным ограничивающим фактором было время – заболевание быстро прогрессировало: значительно увеличились лимфатические узлы в области шеи, были низкими показатели крови, в том числе очень малым было количество основных защитных клеток – нейтрофилов, что увеличивало риск тяжелых инфекций. Было принято решение проводить операцию по пересадке костного мозга в Казахстане. Донором для Амирама стала его мама. Трансплантация проведена 19 апреля».
Из письма Марины Чейшвили«Врачами РНЦНМП было принято решение – сделать гаплоидентичную пересадку стволовых клеток от меня. Шансов на успешный исход опреции практически не было. Но мы решили рискнуть, потому что альтернативы не было и надо было спасать жизнь сыну. Зарубежные врачи были пессимистично настроены и отговаривали нас от такого рискованного шага, потому что были уверены, что врачи Казахстана не смогут провести такую сложную операцию. Но тем не менее мы решились».
Из истории болезни«Сама процедура пересадки костного мозга прошла без осложнений. Но восстановление в послеоперационном периоде протекало достаточно тяжело, отмечалась длительная лихорадка, были проблемы с легкими, Амирам длительное время не мог есть, потерял 15 килограммов веса.Несмотря на все трудности, восстановление лабораторных показателей проходило достаточно быстро, на 13-й день после трансплантации установлено приживление пересаженного костного мозга, на 15-й день – впервые зафиксирована ремиссия заболевания.Ситуация осложнилась появлением послетрансплантационных осложнений – развилась тяжелая реакция клеток донора, которые стали активно повреждать организм хозяина. На фоне снижения иммунитета проявилась вирусная инфекция (реакция трансплантанта против хозяина). Стандартное лечение этого осложнения не дало положительных результатов. Состояние Амирама было крайне тяжелым, сопровождалось выраженной слабостью, постоянной тошнотой, отсутствием аппетита. Вес Амирама снизился до 40 кг (в начале болезни вес был 77 кг). Для лечения этой реакции было решено применить лечение, которое ранее в Казахстане не использовалось. В частности, проведен повторный забор клеток костного мозга от мамы, которые выращиваются и выделяются в специальных условиях. Этот процесс проходит в лаборатории биотехнологий Астаны, рост клеток занимает около месяца. Пока данная реакция сдержана введением препарата второй линии терапии. На сегодняшний день Амирам чувствует себя достаточно неплохо, ведет активный образ жизни, набирается сил».
Из записей лечащего врача Антона Клодзинского в социальных сетях«Несмотря на то что ситуация была еще более сложной, мы решились на этот ответственный шаг. Возможно, кому-то это может показаться легкомыслием или даже глупостью, но мы надеемся и верим. Даже, наверное, не столько в себя, сколько в пациента и, возможно, в чудо, как бы наивно это ни звучало. Конечно, в эту трансплантацию наше отделение будет вкладывать все свои силы, и интеллектуальные, и физические. Конечно, нам помогает администрация нашего центра и сотрудники Республиканского научно-практического центра трансфузиологии, родственники пациента, знакомые, просто хорошие люди, волонтеры, без которых ничего бы не получилось. Но основное, что делает возможным проведение этой трансплантации, – это надежда и желание помочь».
Из письма Марины Чейшвили«И сейчас, когда прошло уже два месяца после трансплантации костного мозга, можно уверенно сказать: операция прошла успешно и ее результаты превзошли все ожидания. Сейчас на Казахстан зарубежные врачи смотрят другими глазами, и это радует. Тем более что такая операция дает надежду другим пациентам, болеющим острым лейкозом. Наши врачи приложили все свои усилия, сделали все возможное и невозможное – и они спасли моего сына. Я бесконечно благодарна всем нашим врачам, Министерству здравоохранения, простым людям за то, что эта операция стала возможна и она принесла нам радость от ощущения того, что сын жив!Наши врачи сотворили чудо – чудо, в которое никто не верил. Очень часто по ТВ показывают и говорят о том, какие некомпетентные врачи в Казахстане, ругают их, извините, последними словами. Но это не так. И мы с сыном – тому подтверждение. В нашей стране есть врачи, которыми можно и должно гордиться!»По материалам сайта sim.kz/articles/view/26170